Презентация Российского Союза Уличных Театров и Артистов в Сочи
10 и 11 марта 2019

10 марта 2019 года на Южном Театральном Форуме в Сочи состоялась первая публичная презентация и шоукейс Российского Союза Уличных Театров и Артистов (РСУТА). 11 марта работала творческая лаборатория для профессионального сообщества.
Презентация открылась масштабным шествием артистов и персонажей уличных театров, ходулистов и электрошарманщиков. Особенно выделялись трехметровые верблюды, гигантский павлин, лимузин и танцор на крыше экскаватора. Участниками действа также стали около 100 жителей Сочи, среди них были дети из городских школ искусств. Шествие одновременно напоминало карнавал и парад: участники несли таблички с призывами к объединению уличных театров и артистов.

В рамках шоукейса на площади перед зданием Зимнего театра выступили с перфомансами театр «Эскизы в пространстве» из Москвы, театр «Странствующие куклы господина Пэжо» и театр «СоЛу» из Санкт-Петербурга, театр «Пластилиновый дождь» из Самары, международный проект «Картония». К выступлениям участников РСУТА присоединились театральные коллективы и неформальные уличные объединения из Сочи. Зрителями стали жители и гости Сочи, участники Южного Театрального Форума — представители театров Южного Федерального округа и Союза Театральных Деятелей Российской Федерации (СТД РФ).

На встрече «Театр меняет город» 11 марта основатели РСУТА рассказали об уличном театральном искусстве, потенциале развития и влияния уличного театра на культуру. Сергей Корсаков, Ольга Аршанская, Дарья Шадрина и Тихон Котрелев обсудили проблемы, с которыми сталкиваются коллективы. Разговор шел о том, как уличным артистам и городским властям научиться уважать и не бояться друг друга, как находить возможности для творчества в городской среде. Судя по полному залу, тема уличных театральных событий заинтересовала самых разных участников встречи: от театральных деятелей до представителей региональных администраций.

11 марта прошли практические мастерские, в которых приняли участие более 100 человек:

  • «Маска как один из самых выразительных инструментов для интерактива» — мастер-класс от театра «Странствующие куклы господина Пэжо».

  • «Ходули: физический тренинг, средство визуальной и пластической выразительности уличного артиста» — мастер-класс театра «СоЛу».

  • «Театральные технологии в уличном театре: создание масштабных объектов, использование новых материалов, привлечение специалистов смежных профессий» — мастер-класс театра «Эскизы в пространстве».

  • Встреча с Тираном Картонии Сергеем Корсаковым и Новым Министром Культуры Картонии Алексеем Кокориным «Зачем актеру, режиссеру и продюсеру уличный театр».
Инициатива РСУТА была поддержана СТД РФ. Проведенная презентация стала интересным событием и для широкой аудитории, и для профессионалов благодаря совместной работе театрального сообщества и объединения уличных артистов. Участники презентации отметили, что подготовительный процесс был удивительным опытом совместного творчества, своеобразной креативной лабораторией. Коллективы, объединенные в оргкомитет, образовали творческую коллаборацию с мощным потенциалом.

Задача РСУТА — показать, что уличное театральное искусство в России не просто существует, но развивается и обладает высокохудожественным потенциалом, органично вписывается в городскую среду и эффектно дополняет ее, создает почву для событийного туризма и эстетического развития артистов и зрителей.
«Приятно осознавать, что ты был причастен к чему-то новому и крутому. Огромное спасибо инициаторам РСУТА, невероятным уличным театрам, которые удивили сочинскую публику! Хочется выразить благодарность всем сочинским артистам, которые поддержали нашу инициативу и включались в работу молниеносно, доверившись нам. Ещё раз убеждаюсь, что все возможно, нужно только постараться, поверить и создать команду мечты. Все молодцы и всем до скорой встречи в Сочи!».


Анастасия
Панкратова
координатор Презентации РСУТА
Отзывы участников
«Я очень благодарен всем участникам проекта в Сочи, надеюсь, нас ждет интересное творческое будущее. При таком удачном старте в Сочи, с такой отличной командой, при поддержке СТД, при поддержке городских площадок, которым нужен интересный контент, наше начинание принесет скорейшие результаты. Фестивалей станет больше, и появится возможность работать уже с уровнем наполнения, помогать творческим людям учиться и творить искусство на улице.

Феномен уличного театра в его актуальности. Улица всегда была площадкой для эксперимента. Большую часть того, что сейчас пробует современный театр как новые формы и выразительные средства, уже давно использует уличный театр как простой приём. Многое из того, что так восхваляет, например, известный блогер Вилисов в современном театре, уже давно пройденный этап театра уличного. В то же время мы видим тенденцию обновления классического театра: современный театр выходит на улицу и сливается с уличным театром. Уличный театр актуален, и, кроме того, доступен самой широкой аудитории. Кто зритель этого вида искусства? Обычные горожане. Почти каждый пятый россиянин никогда в театре не был и не пойдет, а тут театр приходит к нему. Фестиваль уличного театра — это доступная форма встречи с искусством для простого горожанина. Форма, которая разговаривает с нацией не за закрытыми дверьми. Разговаривает на позитивном языке. Часто простом и понятном. И тут, конечно, важен контент. «Выпил-закури-надуй» — это то, то что сейчас в основном предлагается народу на публичных акциях. Это просто преступная форма примитивного зрелища, занижающая интеллектуальные и эмоциональные возможности зрителя. Альтернативная форма — фестиваль уличных театров. Фестиваль предлагает зрителю вариант активного участия. Участия на разных уровнях. От простого позитивного взаимодействия, до полноценного погружения в спектакль».

Олег Скотников
учредитель театра «Странствующие куклы господина Пэжо»
«Современный театр все больше захватывает «нетеатральные» пространства (кафе, библиотеки, заводы), а связь с улицей — вообще самая древняя, ведь именно с нее и начался театр. А потом потерялся, точнее, затерялся в бесконечных городских праздниках и «околотеатральных» фестивалях.

Театр, конечно, «дело веселенькое», как говорил Олег Павлович Табаков, но также театр носит эстетическую и даже воспитательную функцию, и в последнее время этот критерий нивелирован, особенно на улице. Своей основной задачей в рамках Союза я вижу создание продукта, который бы мог отвечать высоким художественным характеристикам, а также говорить со зрителем на языке современного театра. Конечно, это поле для эксперимента, ведь не бывает двух одинаковых площадей, улиц или пляжей, и уличный артист не марионетка в руках режиссера-садиста, которому нужно выпустить спектакль в поставленный срок и с урезанным в 10 раз бюджетом. Уличный артист — тонко чувствующее человеческое нутро, думающее о своем, мечтающее о своем, которому также важно быть услышанным и успешным».



Алексей Кокорин
режиссер Презентации РСУТА